Детская психология

Детская психология – для меня тема особенная. Ведь мир детской психики работает по другим законам, нежели у взрослого. Только у ребенка в кризис 3-х лет они одни, а у подростка в переходный возраст - совсем другие. Хотя, например, в этот период жизни, и те, и другие, могут резко ощутить себя «взрослыми».

Как-то психоаналитик Вилли Барраль заметил: «Ребёнок, даже самый маленький, слышит то, что мы ему говорим, в том числе и сказанное не ему, но в его присутствии. Более того, он „слышит“ (ощущает, чувствует) и то, чего мы ему не говорим. И беспокоится о родителях не меньше, чем они о нём, с той только разницей, что ему – незакалённому, неопытному – труднее нести груз».

Поэтому работа с ребенком для меня – особенная. Дети очень тонко чувствуют мир, эмоции и намерения другого человека. Беседа с ребенком, применение специальных техник, установление контакта – работа очень тонкая и аккуратная.

Важной особенность работы с ребенком является необходимость и желание работать у семьи или одного из родителей. Ведь после нашей психологической консультации он вернется домой. А значит – погрузится в привычный мир. Какой он – этот мир? Насколько комфортно в нем чувствуют себя все члены семьи? Поэтому так важно работать сообща. Как однажды заметила педагог-психолог Людмила Петрановская: «Благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится».

Здесь особенно важно, чтобы детский психолог также являлся и квалифицированным семейным психологом для того, чтобы оказать поддержку не только ребенку, но и уставшей маме, например. Или отцу, который пытается справиться с зависимостью. Именно в этом случае работа будет комплексной, а значит – максимально эффективной.