Импринтинг и кондиционирование

Поговорим об импринтинге? Почему кесарево сечение и иные трудности преодолимы?

Здесь не будет историй о том, что если малыш не родился «обычным» способом – он не научится бороться с трудностями и это будет психологической травмой. Это вообще какие-то антинаучные данные с поистине странным отношением к ребенку и формулировкой "кесаренок". Иногда мне кажется, что они направлены на то, чтобы у мам возникло чувство вины, и они мигом побежали «перепрошивать родовые матрицы», делать расстановки или покупать какие-то специальные тоннели, чтобы ребенок якобы пережил недостающий родовой опыт. Малыш появился на свет. Он рядом с нами, а значит он преодолел все трудности. Что может быть естественнее?
Но давайте ближе к импринтингу.

Начнем с самого знаменитого опыта, который провел Конрад Лоренц. Кстати, ему была присуждена Нобелевская премия. Он наблюдал за маленькими гусятами и цыплятами. Птенцы начинали следовать за мамой практически сразу после рождения. Это так называемый «инстинкт следования». У наших детей он тоже весьма развит. А частая история, когда родители уходят, а ребенок 3-х лет стоит на месте или вовсе падает на пол и плачет – тоже его проявление. Значит родители отошли слишком далеко, даже, если нам-взрослым так не кажется. Программа дала сбой. Ребенок привлекает внимание, чтобы забрали, чтобы забрали. То есть включается уже другая программа. 

Вернемся все же к птенцам. Связь между мамой-гусыней и ее потомством помогала ей защищать и обучать маленьких пернатых. Затем Лоренц сам начал заботиться о птенцах сразу после рождения. Так вот, лишенные матери, гусята, о которых в течение первых 24 часов их жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней. Словно он – их мама. Эта модель поведения оказывалась настолько устойчивой, что птенцы предпочитали проводить ночь в его комнате, а не на природе. Кстати, фотографии стола Лоренца, усыпанного гусятами во время его работы, сохранились по сей день. 


Термин «imprint» (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) был впервые описан в 1935 году именно Лоренцом. Он приводит еще один интересный пример импринтинга. Птенец сразу после рождения запечатлел мячик для игры в пинг-понг. Затем всю свою взрослую жизнь он оставался равнодушен к гусыням, направив всю свою сексуальную энергию на мячики для пинг-понга.

А что же происходит у нас – людей? Как быть, если по медицинским показаниям маме не удалось провести с ребенком первые дни жизни?
Как говорил один из моих любимых героев: «Спокойствие, только спокойствие!». Первый вопрос в том, сколько нужно человеку, чтобы установить импринтинг? Все же мозг у нас больше и совершеннее, нежели у птиц. И здесь мнения ученых расходятся. Например, Тимоти Лири считал, что имринтинг происходит у ребенка до полутора-двух лет. А прекращается, вместе с обучением такими навыками, как самостоятельная ходьба и приучение к горшку. Согласитесь, это уже чуть больше, чем сутки у пернатых. А значит близость с мамой в это время особенно целительна, а не только в первые часы после рождения.
Далее. Даже, если ребенок не был в этот период рядом со своей мамой, то за ним все равно ухаживали взрослые! Будь то медперсонал, воспитатели в доме ребенка. Конечно, он не получал достаточного человеческого тепла, но все же о нем заботились, как могли и умели. А значит в его сознании все же импринтировались образы ухаживающих за ним взрослых. Сам тот факт, что ребенок растет и развивается говорит о том, что он сумел выработать некие механизмы совладания с этой ситуацией. А дальше – уже родительская любовь, тепло и внимание, которое способно отогреть практически любое детское сердечко.
А теперь самое интересное, оказывается даже во взрослом возрасте может происходить нечто похожее, на импринтинг. Это – кондиционирование. Это значит, что у нас есть возможность перепрограммировать себя или помочь малышу обрести новый опыт близости, любви, привязанности.

В отличие от импринтирования, кондиционирование требует многократных повторений переживания и при этом оно не так сильно впечатывается в нашу память. Кондиционирование - это метод развития новых поведенческих навыков. То есть при помощи кондиционирования мы можем создать себе или нашему ребенку некий каркас знаний о мире, о людях. Основой этого каркаса конечно же является любовь, чувство безопасности. А как родитель может заложить в ребенка эти чувства? Конечно только поделившись своими. А значит, в первую очередь необходимо самим родителям разобраться с тем насколько они чувствуют себя комфортно в этом мире. Мир – это безопасное место? Окружающие люди преимущественно дружественно настроены? В мире достаточно ресурсов (денег, например)?
И правда, чем младше ребенок, тем легче у него происходит кондиционирование. Однако, даже во взрослом возрасте мы испытываем действие этого механизму. Например, отсутствие рядом близкого человека, отношений любви и привязанности в детстве – вовсе не значит, что таковые создать не удастся. 
Другой вопрос в том, что даже если такой любящий человек встретиться, наши модели поведения могут быть направлены на неосознанное отталкивание его. Это похоже на тот пример, который мы обсуждали в статье об интроектах. Поэтому здесь важно по крупицам начать кондиционировать такой вот опыт близких доверительных отношений. Именно поэтому психотерапия бывает особенно целительна. Специалист может быть первым человеком, который даст опыт того, что ты можешь быть услышан и понят, что ты – в безопасности. Именно это в процессе психологической работы лечит, а техники как ни странно, вторичны. Конечно, в определенный момент старые сценарии возьмут свое и весьма вероятно, что мы можем начать злиться, отталкивать специалиста. А может упрекать в недостаточной любви и даже ревновать. И это тоже часть процесса. Но, в отличие, от привычных жизненных сценариев истинный профессионал не отвернется, а будет рядом, будет слышать даже в эти моменты…
Получается, что этими самыми отношениями мы получим опыт кондиционирования. А значит – сможем сблизиться, быть открытыми, верить в то, что нас полюбят и другие.

А еще, есть специальные техники из арсенала психологов-бехивиористов, называются они контр-кондиционированием и работают с приобретенными страхами. А это уже темы следующей статьи. 
Напоследок порекомендую труды Конрада Лоренца, например, «Оборотная сторона зеркала». А особенно захватывает его книга «Агрессия».

Автор: Надежда Железняк, психолог

Мой блог в Instagram: https://www.instagram.com/iron_nerves/

А здесь мы обсуждаем кино: https://www.instagram.com/kino_s_psihologom/

Возможно Вам будет это интересно:



Рождение мамы - Надежда Железняк