Развитие критического мышления

А вы хрустите пальцами? И причем здесь критическое мышление? Расскажу о 3-х увлекательных методиках по его развитию.

Критическое мышление - звучит скучно? Да и практически каждый человек уверен, что он-то знает, где правда, он точно умеет сортировать информационный поток.

Заглянем в самую обычную российскую школу.

За 10 лет наука сделала столько великих прорывов, что учебники пора расширить вдвое. А количество лет обучения увеличить на пару-тройку минимум. Но как это сделать? Мы не можем сидеть в школе до 20-ти. Татьяна Черниговская (ученый, нейролингвист) предлагает ввести дисциплину, которая будет учить разбираться в потоках информации, учить правильно искать и фильтровать найденное. Это и есть критическое мышление.

Первый курс. Риторика. Нас учат составлять гипотезы. А для зачета необходимо доказать ее. Вопросы предлагают самые дискуссионные: нужно ли легализовать проституцию? Стоит ли разрешать эвтаназию? Я беру именно эту тему. И вот происходит странное: чем больше я изучаю тему эвтаназии, а точнее ее разрешение, тем более начинаю сомневаться в однозначности этого вопроса. Но как быть? Приходит время зачета. У меня припасены одновременно 2 речи: 1. – за, 2.- против. В обоих случаях есть доказательства, исследования, именитые сторонники и философский подтекст… Какой вариант выберете вы?

Критическое мышление – базовая дисциплина ВУЗов многих стран. Чему учат студентов? Проявлять сомнения! Работать с аргументацией, искать сильные и слабые стороны научный трудов. Не только серфить в море информации по верхам, гуляя по ссылкам Википедии, но и погружаться на дно.

Как же развить критическое мышление?

Итак. Забудьте о правильных ответах!

Маленький Дональд по привычке разминает пальцы и проходится с хрутом по каждому. Мама заезженной пластинкой настойчиво требует прекратить: «Вырастешь – артрит будет! Прекрати уже». Но Дональд не только пойдет против маминых правил. Он 60 лет будет доказывать обратное. С этого дня ежедневно в течение 60 лет он хрустит пальцами левой руки. Правую – специально не трогает, чтобы увидеть разницу. В 83 года он заявил корреспонденту газеты "Гардиан", что ни малейшей разницы между кистями рук нет. Они обе здоровы. «Тогда я поднял глаза к небу и сказал: "Мамочка моя, как же ты ошибалась!". Ксати, за это открытие он получил Шнобелевскую премию.

Как развить критическое мышление? 3 правила и грустно-смешной эксперимент!

  1. Осень 2008-го. Скандал в научном мире. Все начинается со статьи опубликованной в серьезном журнале: «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», если быть точной. Тема более чем серьезная -  "Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности». Но есть один нюанс: несуществующая. Вообще вся эта статья написана генератором случайных текстов! Но что происходит дальше? Статья выходит в свежем номере журнала. А вот и отзыв ученого-рецензента: «…следует признать, что материал собран методически грамотно, в работе присутствует новаторство и новизна». Ее автор – профессор Михаил Гельфанд пошел на эксперимент специально и очень надеялся, что его раскроют, а в тексте специально разбросал явные ошибки и намеки. «Например, тут время измерятся в цилиндрах, а еще я вставил благодарности. Например, благодарность лично мне за то, что внимание автора было привлечено к проблеме генерации случайных текстов… Я вставил ссылку на автора по фамилии Софтпорн. Мне даже коллеги говорили, что я слишком много развесил красных флажков, но все получилось». Поэтому - сомневайтесь! Вымысел и неточности часто прячутся за фасадом сложной терминологии. Хотите проверить насколько вы разобрались в теме? Объясните ее ребенку.
  2. Читайте книги и смотрите фильмы с открытым финалом. Например «Начало» или «Исчезнувшая», которые мы обсуждали в @kino_s_psihologom. Из книг, это конечно – «Онегин». А дальше – фантазируйте. Придумайте минимум 3 альтернативных финала. Особенно это задание любят дети.
  3. Обсуждайте. Помню, как в университете мы проходили «Гулливера» Свифта. А наш преподаватель задал нам контрольную из 3-х вопросов. Первый звучал так: «Стоит ли лизать пол?» О чем это он? Кто читал произведение, конечно, вспомнят один важный сюжет, а вопрос носил философский характер. Следующий: ваш прожект для академии Лапуты ? Как вам? Это такая страна мыслителей и ученых. Они настолько оторваны от реальности и поглощены собой, что, для того чтобы объясняться друг с другом, они вынуждены пользоваться услугами специальных «хлопальщиков», которые легонько стукают, выводя их из глубокомысленного забытья, надутыми воздухом пузырями то по уху, то по губам, то по глазам. Кстати, рекомендую к прочтению этот отрывок. И в конце. Этот вопрос стал моим любимчиком и уже полтора десятка лет я размышляю над ним. Итак: кто вы: йэху или гуигнгнм? И как не вспомнить здесь Ницше с его знаменитым высказыванием о мосте-человеке. Каждый из этих вопросов не только проверял знание текста. Он заставлял думать, рассуждать, спорить! И это было что-то невероятное, любопытное, разжигающее пламя познания. Прошло почти 15 лет, а я помню эти вопросы и свои ответы почти наизусть.

И если у вас есть возможность также умело подталкивать детей, а может  и взрослых к познанию, критическому мышлению, творчеству – сейте семена. Кто знает, насколько прекрасный цветок может вытянуться наружу пробив асфальт.

Автор: Надежда Железняк, психолог

Мой блог в Instagram: https://www.instagram.com/iron_nerves/

А здесь мы обсуждаем кино: https://www.instagram.com/kino_s_psihologom/ 

И на ФБ https://www.facebook.com/kino.s.psihologom/

Возможно Вам будет это интересно: