Психология сюрреализма

Поговорим о психоанализе, сюрреализме и наших необузданных желаниях?

Деревянный молоточек опускается на стол: «Продано!»

Аукционист оглашает сумму в 5 миллионов долларов. Коллекционер Жерар Леритье делает глоток Château Lynch-Bages. Вот он — один из самых известных документов в истории искусства XX века.

 

Жерар Леритье приобрел на прошедшем аукционе Sotheby's знаменитый «Манифест сюрреализма» Андре Бретона .

Термин «сюрреализм» в обиход ввел врач-психиатр. Тот самый Андре Бретон. Двадцать страниц, исписанных нервным почерком. Изобилующих зачёркиваниями и неровностями и озаглавленных «Manifeste du surrealisme» («Манифест Сюрреализма») - его рук дело.

Он считал что, сюрреализм не только объединит искусство и литературу, но так же и "решит все главные проблемы жизни". Он прочил ему сотворить социальную и психологическую революцию в обществе и умах людей.

Фрейд определил подсознание как истинный феномен, определяющий поведение и мысли человека. Согласно психоаналитической теории личности, она состоит из трёх элементов. Это Ид, Эго и Суперэго. Взаимодействуя друг с другом, они создают сложные формы поведения человека.

Ид - та часть личности, где кипит энергия инстинктов, природный хаос. "Хочу прямо сейчас". Тут возникают все наши бессознательные желания. 
Суперэго - противоположность Ид, структура, в которой сохраняются все наши моральные принципы, совесть и идеалы. Это своеобразный морализатор и строгая учительница внутри нас. 
Эго - посредник между Ид и Суперэго. Это та структура, которая занимается реализацией в жизнь желаний, возникших в Ид и прошедших через фильтр Суперэго.

Ярый поклонник Фрейда — Дали трактовал теорию психоанализа по-своему. Он считал, что умолчания о жизни тела, подавление интимных сфер психики ведет к болезни. Он понимал, что его хаотическое «Ид» требует выхода (как и у всех людей). Выход этот он находил в спонтанном необузданном творчестве.
 В “Манифесте Сюрреализма” Бретон поддерживает идею о том, что творчество это «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли».

Однако, что есть реально? Ид — не более реальная структура, чем строгое Суперэго и посредник Эго.

Сейчас уже известно, что в момент творчества человек и правда находится в измененном состоянии сознания. Живопись, поэзия, музыка — все это помогает временно снять контроль Суперэго и отдаться творческому процессу. И здесь пролегает та призрачная самая граница между здоровьем и психопаталогией. Насколько мы может обуздать свое инстинктивное Ид? Умеем ли усилием воли выйти из этого особого состояния сознания? Или оно нас затягивает все сильнее, с каждым мазком, с каждой нотой...

Есть и иная крайность, можем ли мы позволить себе спонтанность, хаос? Или же Суперэго с постоянными мыслями: «А что люди скажут?», контролем своего тела, каждого своего действия подчинили нашу жизнь, сделали ее предсказуемой и условной?

На фото: "Восход у океана", Владимир Куш.

Автор: Надежда Железняк, психолог

Возможно Вам будет это интересно:



Рождение мамы - Надежда Железняк