Леонардо да Винчи на кушетке у Фрейда

 

Только представьте: камин, массивный книжный шкаф и… Да Винчи на кушетке у Фрейда.

Как же мыслит гений? Можно ли спустя несколько веков объяснить, какие психологические мотивы руководили великим творцом?

Амбидекстр (тот, кто хорошо владеет обеими руками), страдающий дислексией, он ненавидел войну и звал ее Bestialissima pazzia ( «животное сумасшествие»), но парадоксальным образом стал создателем танка, пулемета и другой военной техники. Кстати, именно эта работа приносила ему доход. Он создает чертежи плотин, фейерверки, диковинные игрушки и лишь вдалеке маячит живопись.

Главной страстью Да Винчи были полеты. К летательным аппаратам было приковано его особое внимание. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Кстати, в 2002-м году британские испытатели доказали правильность концепции дельтаплана да Винчи.

Самое раннее воспоминание гения: он лежит в колыбели во дворе, а «коршун слетел ко мне и несколько раз легко ударил хвостом по губам». Быть может эта самая птица так поразила воображение малыша, что страсть к полету будоражила его всю оставшуюся жизнь. Но Фрейд дает свою трактовку происходящего. Согласно мнению психоаналитика, птица является символическим представлением матери Леонардо; а хвост птицы представляет мужской фаллос. Этот эпизод послужил основой множества дискуссий среди психологов. Например, Роберт Дилтс в книге «Стратегии гениев» разносит в пух и прах эту концепцию. К слову сказать, Фрейд написал целый труд «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», где даже ссылается на древнюю египетскую мифологию.

По поводу загадки "Моны Лизы", Фрейд указывает на то, что художнику было уже под пятьдесят, когда он начал работать над портретом, он четыре года "рисовал портрет" и все же никогда не считал его законченной работой. Вместо того, чтобы передать работу заказчику, Леонардо держал картину у себя и взял ее с собой во Францию, где провел последние годы своей жизни и где эта картина была в конце концов куплена его покровителем Франциском I для Лувра. Фрейд объяснил фиксацию Леонардо на этой картине как прямой результат его смешанных чувств по отношению к своей матери.

Да Винчи, кажется, любил разбирать весь мир на шестеренки и советовал вглядываться в случайные пятна, плесень на стене, клубы дыма. Отпускать воображение и фиксировать фантазии. Его дневники разрознены, полны загадок и необычных картин. В нем нашлось место ведению ежедневного бюджета, но ничего о личном. Гербарии, атласы тела, физика полета, акваланги, парашюты, подшипники и даже роботы! Леонид Кроль предполагает, что, это был скрытый спор с отцом, наследственным нотариусом, уделом которого и были слова и юридические формулы, предельно конкретные, витиеватые или точные, но фиксирующие нечто чернилами, отнюдь не тем способом, которому посвятил жизнь наш герой.

Каким был этот гений? Шерлок Холмс предупреждал: “Незаметно человек начинает подгонять факты под теорию, вместо того чтобы соотносить теорию с фактами”. Тогда быть может, его творчество – это всё, что у нас есть? И так ли важно проникнуть в саму суть гения? Да и сможем ли?

 

Автор: Надежда Железняк, психолог

Мой блог в Instagram: https://www.instagram.com/iron_nerves/

А здесь мы обсуждаем кино: https://www.instagram.com/kino_s_psihologom/ 

И на ФБ https://www.facebook.com/kino.s.psihologom/




Рождение мамы - Надежда Железняк