Танец любви в 63 года: Барышников и Лагуна. Спектакль «Место»

Поговорим о танце? На сцене двое: Он  и Она. Барышникову и Лагуне здесь 63 года. Они танцуют саму жизнь.

Встречайте: Спектакль «Место» («The Place»), режиссер Матс Эк, 2009 год. На сцене - Михаил Барышников и Анна Лагуна (муза и жена Эка). Режиссер задумал рассказать нам историю любви, жизни и смерти. Она ведь по-разному входит в отношения. Не всегда физически. Помните, «расставанье – маленькая смерть?» А потом – снова рождение, и радость новой встречи. И финал… Кто-то перешептывается, что этот маленький спектакль – настоящее завещание Эка, а Барышников – он сам.

Для меня танец – это не о том, что красиво физически, привлекательно. Истинный танец – всегда без зеркала. Танец – это сама жизнь, естественность, местами бунт, местами – смирение. А иногда – игривая ирония и смех до боли в мышцах. Лагуна и Барышников вытворяют, то есть творят – отношения. Стяжок за стяжком. Год за годом. От первого взгляда до почти застывшей скульптуры на гранитном холме. Сплетенные, как корни деревьев, некогда проросших рядом. Поодиночке – неловки, беззащитны. От этого – резки. За 20 минут они проживают пылкую молодость, утомленную зрелость и смелую хохочущую… нет, не старость.

А потом у каждого из них будет своя партия. Ведь парный танец соткан из соло каждого. И как здесь не вспомнить Цветаеву:

Цыганская страсть разлуки!

Чуть встретишь — уж рвешься прочь!

Я лоб уронила в руки

И думаю, глядя в ночь:

Никто, в наших письмах роясь,

Не понял до глубины,

Как мы вероломны, то есть —

Как сами себе верны.

Замечали, что танец, особенно парный - это самая настоящая телесная психотерапия? Это такая микромодель отношений между мужчиной и женщиной. Ритм каждой пары уникален. Понаблюдайте, как строятся отношения в нем, как это выражается не только вербально, но как конфликтуют тела, как они сотрудничают, учатся договариваться.

Он сделал шаг вперед - она отступила. Она провела носком по его ноге - он подался к ней…

Я не хочу интерпретировать, раскладывать на составляющие этот спектакль. Потому что соткан он будет из ваших личных воспоминаний и чувств. Откликнется, увидется то, что было прожито, то, о чем мечтается.

А в завершении, лишь порекомендую эссе Максимилиана Волошина «О смысле танца»: «Танец - это такой же священный экстaз тела, как молитва - экстаз души. Поэтому танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом и все его тело звучит, как тембр голоса».

И конечно, пересмотреть «Болеро» Плесецкой и более ранние работы Барышникова.

Автор: Надежда Железняк, психолог

Мой блог в Instagram: https://www.instagram.com/iron_nerves/

А здесь мы обсуждаем кино: https://www.instagram.com/kino_s_psihologom/ 

И на ФБ https://www.facebook.com/kino.s.psihologom/